Previous Entry Share Next Entry
Экранизации Джейн Эйр
GITS
ren_novak

Вообще-то мой блог о книгах, но часто по книгам снимают фильмы, которые тоже стоят внимания.
И сегодня я хотела бы написать об экранизациях «Джейн Эйр». Я пересмотрела девять экранизаций, но утверждают, что их четырнадцать, а то и больше. Если это так, то я хотела бы посмотреть и другие. Знакомая напомнила мне, что я упустила еще одну – индийскую экранизацию, но мне как-то сразу поплохело. Подожди, я скажу, что люблю тебя, но сначала я и сорок моих слонов потанцуем. Нет и нет. Ничего не имею против индийских фильмов, просто они не для меня. Не люблю и все.


Первая экранизация была в далеком 1934.
В главных ролях:
Вирджиния Брюс, Колин Клайв, Берил Мерсер, Дэвид Торренс, Эйлин Прингл, Эдит Феллоуз, Джон Роджерс, Жан Дарлинг и др.
Я ожидала большего. Разочарована. Это скорее пародия на роман, нежели его экранизация. Огромный роман был жестоко вырезан и помещен в часовой фильм, от него практически ничего не осталось. Сюжет скомкан, не линеен. Игра персонажей настолько поверхностна, что не оставляет шансов зрителю хоть как-то полюбить фильм или просто проникнуться симпатией, а сами персонажи мало похожи на оригинал. Джейн вопреки источнику – красавица-блондинка, а мистер Рочестер глуповат и нахален. Даже костюмы не соответствуют, откуда у бедной гувернантки роскошнее белое платье, в котором она явилась на чай к мистеру Рочестеру, как на первое свидание? Я понимаю, что трудно многого требовать от фильма 1934 года, однако и в те времена фильмы создавались красивые, многогранные и были настоящим искусством. Что же помешало сделать из «этого» стоящее кино?

Джейн Эйр (1943)
В главных ролях:
Орсон Уэллс, Джоан Фонтейн, Маргарет О’Брайэн, Пегги Энн Гарнер, Джон Саттон, Сара Оллгуд, Генри Дэниелл, Агнес Мурхед и др.
Это было еще хуже, чем 1934 год. Просматривая фильм, я хотела воскликнуть: «Что за черт?». Историю перекроили так, что от нее почти ничего не осталось. Разумеется, всю книгу, все детали невозможно поставить в одном фильме, но и не отходить же настолько далеко от первоисточника и заявлять, что это его экранизация. Характеры персонажей перекроены до неузнаваемости, часть героев попросту выбросили из фильма. Мистер Рочестер в исполнении Орсона Уэлсса вызывает лишь чувство непонимания, его грубость настолько выходит за рамки приличий, что хотелось его ударить. Другие герои в плане грубости от него не отстают, та же леди Бланш. Но самое большое потрясение – это Джейн Эйр. Она дерзит и хамит направо и налево, кокетничает с хозяином и, кажется, в большом восторге от танцев Адель, нежели от уроков, которым должна ее учить. Видеть скромную и гордую Джейн Эйр, мечтающей о драгоценностях, было даже немного пугающе. Да и актриса подобрана неудачно, Джоан Фонтейн слишком красива для этой роли. Вторая экранизация, и тоже неудачная.

Джейн Эйр (1970)
В главных ролях:
Джордж К. Скотт, Сюзанна Йорк, Иэн Бэннен, Джек Хоукинс, Найри Доун Портер, Рэйчел Кемпсон, Кеннет Гриффит, Питер Копли, Клайв Мортон и др.
Скучная и серая экранизация. Режиссер вырезал многие моменты книги и постарался сосредоточиться на наиболее важных сценах, но этого было недостаточно. Маленькая Джейн не вызывает никаких чувств, она податлива, мягкотела и не похожа на ту сильную духом девочку из книги. Взрослая Джейн Эйр мне немного понравилась внешностью, но выглядит старше восемнадцати лет, гораздо старше. А вот мистер Рочестер поразил своей невзрачностью и бросающейся в глаза старостью (ему, что пятьдесят?). Нет атмосферы, не видно становления личности, изменения характеров, будто идет простое описание книги. Похоже на документальный фильм, нежели на художественный.

Джейн Эйр (1973)
В главных ролях:
Сорча Кьюсак, Майкл Джэйстон, Хэйзел Клайн, Зара Джэбер, Мегс Дженкинс, Рональд Майер, Изабель Розин, Джин Харви, Анна Корвин и др.
Эту экранизацию можно назвать… спокойной. Даже чересчур спокойной. Плюсы. Пожалуй, именно в этой экранизации меньше всего отходили от оригинала, даже 1983 года фильм не сможет переплюнуть. Переданы все диалоги, все сцены. Минусы. Джейн Эйр слишком… спокойная. Одно и то же выражение лица на протяжении всего сезона, одна и та же глуповатая полуулыбка, а сильные эмоции она выражает бровями. А ведь у Кьюсак были все шансы сыграть идеальную Джейн, она не слишком красива, но и не отталкивает от себя, она молода, а предыдущие актрисы были лет на десять старше книжной Джейн Эйр. Джэйстон хорошо сыграл мистера Рочестера, без фальши и переигрываний, выложился по полной, но внешность… Внешность тоже играет большую роль, а Джэйстон не особо похож на мистера Рочестера. Сент-Джон и леди Бланш вышли именно такими, какими были в книге, и это тоже плюс. Думаю, такая экранизация вполне достойна просмотра.

Джейн Эйр (1983)
В главных ролях:
Зила Кларк, Тимоти Далтон, Роберт Джеймс, Джуди Корнуэлл, Джин Харви, Колин Дживонс, Кэрол Гиллис, Джеймс Маркус, Джулия Кэпплман и др.
Экранизация 1983 года считается лучшей и не без причин. Для меня она на втором месте. Смотрела мини-сериал очень давно, еще ребенком. Решила пересмотреть, и поняла, что за прошедшее время для меня потерялось некоторое очарование этого фильма, но все равно смотрела с удовольствием. Сериалу присуща некоторая театральность, ведь и ставили его как телевизионную постановку. Тимоти Далтон в роли мистера Рочестера бесподобен, хотя и чересчур красив. Играет великолепно, его мистер Рочестер обаятелен, циничен, остроумен. В конце фильма он предстает человеком, сломленным, изуродованным, но не потерявшим присущие ему гордость, резкость и волю. Во время сцены ухода Джейн в полной мере проявил свой актерский талант, показав всю глубину боли отчаявшегося мужчины. А вот к Зиле Кларк у меня имеются претензии. Она вписалась в образ, и внешностью подходит, но ее игра не дотягивала до необходимого уровня. Она не вызывает во мне большого чувства, как Джейн Эйр в книге. Джейн Эйр поступками и словами вызывает уважение к ней, к ней проникаешься, любишь, страдаешь вместе с ней. Кларк, к сожалению, не смогла передать в полной мере весь образ Джейн. Да и выглядит намного старше. Сент-Джон и его сестры вписались в роль, хотя Сент-Джону стоило постараться еще немного. Леди Бланш – высокомерная, красивая, образованная, но не имеющая своего мнения. Фильм не особо красив, операторская работа слабовата, но мне понравились точность и внимание к деталям.

Джейн Эйр (1996)
В главных ролях:
Шарлотта Генсбур, Уильям Хёрт, Джоан Плаурайт, Анна Пэкуин, Жозефин Серр, Фиона Шоу, Джеральдин Чаплин, Эль Макферсон и др.
Нет возможности уложить весь книжный материал в полнометражную киноленту, но здесь все как-то скомкано. И сюжет, и объяснения в любви, и эмоции… Мистер Рочестер не понравился сразу. То, что он на двадцать лет старше Джейн Эйр, не значит, что актеру должно быть пятьдесят, а то и больше! Мистеру Рочестеру тридцать восемь лет, он в самом расцвете сил, однако почти все режиссеры свято уверены, что Эдварда Рочестера должны играть только старперы. Дикость. А вот Генсбург Шарлотта мне чем-то импонирует. Да, она мало подходит на роль Джейн, хоть возраст подходящий, но ее внешность необычная. А мне нравятся необычные люди. Но все же не справилась, но она очень старалась. Пейзажам полагалась роль спасения фильма от тусклости и серости, но и это не вышло, природой не восторгаешься, она лишь ввергает зрителя в меланхолию. Но все же стоит посмотреть экранизацию для сравнения.

Джейн Эйр (1997)
В главных ролях:
Дебора Файндлей, Лаура Харлинг, Джоэнна Скэнлэн, Бен Соуден, Барбара Кеог, Дэвид Гант, Эмили Джойс, Джемма Эглинтон, Рут Митчелл и др.
Ох… Это такое убожество. Если первые минуты фильма можно было смотреть, то дальше он вызывал у меня раздражение. Кульминации моего отрицательного отношения к этой экранизации достиг во время первой встречи Джейн Эйр и мистера Рочестера. Дальше – хуже. Истеричные вопли Хайндса  по каждому поводу доводили меня до ярости и вызывали жгучее желание стукнуть Хайндса по голове и желательно предметом потяжелее. Даже Файндлей, кажется, недоумевала, чего он орет на нее, но играла до конца. Хотя ей все равно чего-то не доставало. Сюжет исковеркали, важные события опущены. Актеры совершенно не понимали своих персонажей, особенно Хайндс. Не помню где, но видела одно интервью с ним, в котором он гордился тем, что ни строчки не прочитал из произведения Бронте. Дескать, хотел собственный образ создать. Гениально. Своей игрой он уничтожил фильм. Вместо леди Ингрем непонятная блондинка, миссис Фейрфакс сухая и недобрая на взгляд тетушка… Единственный интересный момент – во время прерванной свадьбы Рочестер случайно топчет упавшее с книги священника обручальное кольцо. Не только как экранизация, но и как отдельный фильм – очень слабо.

Джейн Эйр (2006)
В главных ролях:
Рут Уилсон, Тоби Стивенс, Лоррейн Эшборн, Пэм Феррис, Нед Айриш, Косима Литтлвуд, Эйдан МакАрдл, Тара Фитцджеральд и др.
Качественная и богато поставленная экранизация, чудесные декорации, хорошая музыка, красивый пейзаж. Но… это все. Мне не понравилась трактовка романа. Считайте меня педантом, консерватором, старомодной, но мне не понравились откровенные сцены. Викторианская эпоха, какие к черту, поцелуи на кровати? Они таким образом решили молодежь привлечь к классике? Джейн Эйр – дочь викторианской эпохи, и ведет себя как положено. И так вести себя не будет. Актеры вновь подобраны не самым лучшим образом. Уилсон не впечатлила, хотя старалась. Возраст ее подходящий, но одним возрастом не обойдешься. А Стивенс нравился ровно до той минуты, пока не открыл рот. Мне кажется, что актер до конца не разобрался с образом мистера Рочестера. Словно нащупает почву, что сказать там, как показать здесь. Диалоги убоги. Не дали насладиться остроумными, саркастичными, порой жесткими, словами, исходящими от мистера Рочестера. Леди Бланш – и вновь блондинка. Не эффектная, хоть и с амбициями героини. Сент-Джон – мама-наседка, а вовсе не педант и фанатик, приносящий в жертву живые чувства и человеческие отношения. Фильм не совсем плохой, но все же не оставил большого впечатления.

Джейн Эйр (2011)
В главных ролях:
Миа Васиковска, Майкл Фассбендер, Джуди Денч, Джейми Белл, Су Эллиот, Холлидей Грейнджер, Тэмзин Мёрчант, Амелия Кларксон, Крэйг Робертс и др.
Именно эта экранизация стоит для меня на первом месте, а ведь поначалу я отнеслась к фильму скептически. Увидела год выпуска и решила, что современность убьет классику. А потом начала смотреть, и он стал одним из любимых фильмов. Бесподобные декорации, роскошные костюмы, пейзажи захватывают дух, а музыка дополняет фильм, позволяет глубже проникнуться. Маленькая Джейн Эйр – любимая из всех малышек, сыгравших эту роль. Так точно и проникновенно передала эмоции и чувства униженной, всячески оскорбляемой девочки; ее глаза запали мне в душу. Отлично подобраны актеры. Миа Васиковска – хрупкая, тонкая, со стальным стержнем внутри, гордая, независимая. Майкл Фассбендер идеально вписался в роль мистера Рочестера. За все экранизации, что я видела, только Фассбендер и Далтон справились с персонажем. Именно таким должен быть мистер Рочестер – холодный, жесткий, циничный, саркастичный, но обаятельный, страстный, умный. Бесподобен. Задело за живое его образ в конце фильма. Старый, поношенный костюм, борода, костыль в руке, куда девался тщательно выверенный имидж гордого аристократа? Перед нами искалеченный жизнью человек, лишившийся не только дома, но и самого дорогого существа в его жизни – Джейн Эйр, и уже не надеющийся когда-либо услышать ее голос. А сцена ухода Джейн? Как он встает на колени, обнимает ее за талию, умоляет остаться. Она любит его, но не может пойти против долга и принципов: «Я должна себя уважать».
Понравилась трактовка романа – сцены из детства перекликаются со сценами с Сент-Джоном и его сестрами. Понравилась Хелен Бернс, милый ангел, мудрая не по годам. Самая любимая Хелен из всех. Джуди Денч блистательно справилась с ролью миссис Фейрфакс. Сент-Джон красив, умен, но с холодным сердцем. Идеален. Его милые сестры. Француженка Адель, такая милая, что понравилась мне сразу. Миссис Рид и ее избалованный сынок отлично справились. Леди Ингрем Бланш действительно красивая, с амбициями, с высокомерием, с положением и образованием, но без собственного мнения и принципов.
Но… все же экранизация неидеальна. Вырезаны некоторые важные моменты и сокращены диалоги. Мало сцен с гостями, с леди Ингрем.
Мне всегда хотелось, чтобы про детство Джейн Эйр было показано немногим больше, чем есть, показали ее прогулки или как она сидит на подоконнике. Но ни в одной экранизации этого не было, хотя и никакая другая не вызвала у меня такого сожаления о таком упущении, как эта, 2011 года, потому что именно ее декорации вызвали во мне еще большее желание увидеть детство Джейн Эйр.

?

Log in

No account? Create an account